Исламский геометрический орнамент - часть 2

Исламский геометрический орнамент

Первая часть здесь

 

Напоминаю историю. Как-то наткнулась на огрооомный сайт по исламскому геометрическому орнаменту. Захотела все это перевести с английского.

Ну что ж, застряла я на этом переводе. Да так, что не только ничего не переводила, но и в блог не писала. Но, все равно продолжаю, не смотря ни на что. За корявости в тексте, как обычно, прошу прощения. Даже вычитывать особо нет желания. Еще чего снова на год застряну.

Следующая иллюстрация снова имеет турецкое происхождение, но датируется более поздним временем. Она находится здесь для напоминания о других декоративных формах, которые создавались и создаются исламскими дизайнерами.

Цветочный турецкий орнамент

Этот фрагмент сделан из твердой древесины, инкрустированной белыми кусочками перламутра.

Я еще не анализировал этот дизайн, т.к. он не попадает в сферу данного пособия, но если посмотреть внимательно, то можно увидеть, то и этот орнамент подчинен определенной базовой форме.

Теперь посмотрим на что-то совершенно иное.

Исламский орнамент

Этот пример приведен, чтобы напомнить и показать, что не все исламские орнаменты основаны на геометрии. Это орнамент выполнен полностью в свободной форме и это современная работа.

Первая фотография показывает соединение стены и пола в Великой Мечети в Абу-Даби.

Стороннему наблюдателю может показаться, что эта работа немного выбивается из контекста архитектуры Персидского залива и возможно больше соответствует дизайну моголов.

Эта часть соединения стены и пола ясно показывает, что в дизайне нет геометрической основы и он выполнен в свободной форме.

Вторая, важная причина, по которой я помести сюда эту иллюстрацию – цветы, которые поднимаются вверх по стене.

Техника соединения орнамента создает ощущение, что пространство сливается с поверхностями, ограничивающими его.

Особенно интересен стиль орнамента, заполняющего стены. О нем можно судить по следующей фотографии.

Роспись стен в Мечети

Это большая мечеть и очевидно, что дизайнер создал орнамент, элементы которого соразмерны со зданием. Вообще, обычно стены мечетей не украшают так. Чаще всего геометрический узор ограничен нижней частью стены, а вокруг него четко обозначен плинтус или цоколь.

Здесь же стена и пол рассматриваются как единая поверхность, благодаря натуралистичным росткам, которые извиваясь «ползут» вверх, достигая только двух третей стены. А непосредственно над ростками находится обзорное окно.

Таким образом в этой современной работе есть очень характерная связь с исламским дизайном: глаз отдыхает двигаясь по узорам, снова и снова выискивая новые мотивы внутри бесконечной двухмерной геометрической основы.

В данном примере взгляд похожим образом стремится скользить по стене, хотя в этой работе нет геометрической базы.

Можно сказать, что здесь есть и другие отличия от традиционного геометрического дизайна.  В геометрическом орнаменте подразумевается бесконечный узор, который расширяется в двух направлениях.  Но в данном примере хочется читать узоры по вертикали. Горизонтальное движение взгляда естественным образом затруднено.

В то время как настенный орнамент стремится вверх, оформление пола внутреннего двора перекликается с узорами на внутренних стенах мусаллы (места для молитв), как показано на фотографии.

Орнамент на полу мечети

 

******

Следующий пример – гравированное и инкрустированное латунное блюдо, исполнено в трех цветах. Хотя этот орнамент более характерен для исламского дизайна, в нем можно увидеть некоторую связь с дизайном в свободной форме, который отображен в предыдущем примере.

Блюдо с арабским орнаментом

Внешний круг орнамента расписан арабской вязью и при этом основан на восьмиугольной геометрии. Основанием внутреннего круга служит шестиугольник, в который вписан простой каллиграфический мотив.

Вязь занимает в этом орнаменте значимое место. Возможно здесь можно увидеть некоторые отсылки к кельтским мотивам, которые были разработаны значительно раньше.

 

Прежде, чем смотреть на следующие три примера геометрического дизайна с использованием Суффийской каллиграфии, полезно разместить здесь примеры самой каллиграфии, чтобы продемонстрировать ее геометрическую основу.

Пример древней суфийской каллиграфии

Это древний стиль арабской каллиграфии, родившийся в том месте, где сейчас находится Иран. Особенно значимо то, что в этом стиле были написаны первые копии Корана.

Этот пример относится к ранним Суфийским. Это блюдо, на котором в качестве гравировки использован Суфийский каллиграфический орнамент.

Блюдо с суфийским орнаментом

Здесь каллиграфия используется чтобы подчеркнуть строгую геометрическую основу, которая контролирует дизайн.

Каллиграфический арабский орнамент

В центре блюда, окружая каллиграфическую бисмиллу находится восьмиугольник, окруженный переплетением линий, которые попарно расширяются в сторону краев блюда, где затем превращаются в узор Суфийской каллиграфии. Между суфийскими элементами дизайна видна арабская взяь, которая создает украшение, типичное для этого типа работы.

Хотя изображение натуралистичных элементов не характерно для такого дизайна, мы видим на нижнем фото, что мастер вписал в дизайн маленькую рыбку, чтобы оживить блюдо.

Этот дизайн контрастирует с вышеприведенным блюдом и помещен здесь сознательно, чтобы продемонстрировать некоторое разнообразие в Исламском дизайне.

Исламский орнамент

Это блюдо сильно отличается от показанного выше и временем, в которое оно было создано, и материалом.  На примере орнамента этого блюда можно увидеть, как развивается геометрическая концепция. Здесь геометрия лишь подразумевается,  и не подчеркнута явно. Это блюдо сфотографировано в музее Альберта и Виктории в Лондоне. Блюдо декорировано в стели Суфийской каллиграфии.

На первый взгляд – этот выдающийся графический дизайн получает свою силу и подвижность благодаря взаимодействию между тяжелыми вертикальными контурами и оживлением, созданным финиалами букв и курсивными элементами, которые ответвляются от вертикалей.

Орнамент на геометрической основе

Но как можно увидеть на второй иллюстрации, у блюда есть четкая геометрия, которая использована, чтобы позиционировать вертикальные линии. Хотя эти линии не абсолютно совпадают, очевидно, что каллиграфия была «наложена» на геометрическую основу блюда, поделенного на 12 частей, каждая с углом 18 градусов. Отклонения в геометрии, предположительно вызваны необходимостью оставить пространство между формами.

Исламский орнамент

Возможно на этой фотографии, выбранной случайно, нет полного совпадения. Здесь изображено другое блюдо, которое также разделено на 12 частей. Линии разделения совпадают с каллиграфическим украшением на ободке блюда.  В отличие от блюда, показанного выше, в этот раз каллиграфия четко обрисовывает ободок и вертикали буквенных форм установлены более тщательно.

Я должен добавить, что я видел разные деления тарелок, но только разделения 18 градусов, которые показаны здесь, имеют четко обозначенное деление.

Пример такой формы Исламского искусства существуют во всем Исламском мире и выполнены из различных материалов.

Выше были приведены иллюстрации каллиграфии на металле, пергаменте и на фарфоре. Для контраста здесь приведены два комплексных образца резного гипса (который называется накш), организованных вокруг дверного прохода в Истафане, Иран.

Исламский орнамент, резьба на гипсе

Оба включают в себя каллиграфические и растительные элементы. Эти примеры известны как Суфийский растительный орнамент.

Хотя эти формы Исламского дизайна не геометричны в строгом смысле, глядя на работу в целом, можно увидеть сильную геометрическую составляющую, которая создана прямыми, вырезанными напротив лиственного орнамента.

Гипсовая резьба имеет много общего с чеканкой, в которой также применяется техника вырезания фона.

Каллиграфический арабский орнамент

Второй пример резьбы по гипсу также сфотографирован в Истафане, Иран. Он содержит необычное начертание буквы ha которое напоминает лиственный орнамент, при этом явно отличаясь от букв alif и kaf.

***

Эти два примера каллиграфии иллюстрируют два разных направления каллиграфического искусства. Формирование каждого направления было определено традициями и материалами, которые использовались в определенной местности.

Каллиграфия и геометрия в орнаменте

Первый из примеров был автор увидел в Ширазе, Иран и это направление арабской каллиграфии называется сулюс. Здесь представлена более поздняя и более свободная форма, выполненная на керамической плитке. И снова в дизайне не заметно геометрической основы. Тем не менее, вертикальные линии создают видимость сетки, в то время как курсивные буквы выглядят, будто их отростки. Детально прописанный цветочный красно-желтый орнамент контрастирует с белой каллиграфией на темно-синем фоне и таким образом подчеркивает курсив.

Каллиграфия и геометрия в орнаменте

Второй пример из Альгамбры в Гренаде, Испания. В нем продемонстрировано как основа используется для создания каллиграфического узора, а также геометрических переплетений и натуралистичных мотивов – и все это в трехмерной проекции на синем фоне.

 

Прочитали до конца? Поделитесь с друзьями

Другие посты по этой теме

Комментарии

Ниче не понял, но картинки прикольные. И пишешь как всегда загадочно, хочу статей. Где они?

Аватар пользователя nattusia

Сама не знаю нафига я за этот перевод взялась :) Больше для себя собственно. Ну и мало ли кому из проходимцев еще пригодится :)
Следующий пост по планам - отзыв о косметическом средстве.
Уж я не знаю, будет ли тебе такая девичья тема интересна :)

 

Аватар пользователя nattusia

угу, арабы в этом толк знают

Аватар пользователя Наталья

Орнамент - это здорово! У меня долгое время настольной книгой был двухтомник "Орнамент всех времен и стилей". Я просто душой отдыхала, когда листала ее и рассматривала завораживающие узоры. Поэтому прекрасно понимаю ваше восхищение исламским орнаментом, он действительно очень красив.

Аватар пользователя nattusia

Да! еще бы такое научиться рисовать.

Комментировать